?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Сергей МЕЛКОНЯН: «БЕЗ СВОБОДЫ ТРУДНО СОХРАНИТЬ СВОЕ ЛИЦО…»
театр Арлекин
arlekintheatre





Когда в 1972 году молодой режиссер Сергей Мелконян создавал театральную студию, он не мог предполагать всех перипетий, которые выпадут на долю талантливого коллектива. «Пути Господни неисповедимы»… Только вот жаль, что порой роль Господа Бога брали на себя люди очень и очень далекие от него…
1975 год. Газеты трубят о молодежных самодеятельных театрах и… вышвыривают неугодную студию на улицу. Да, «молодым везде у нас дорога». Клуб парфюмерной фабрики «Новая заря», Черкизовский клуб московского Метростроя – это довольно не полный перечень адресов, которые были вынуждены менять артисты, никак не желавшие вписываться в давно начерченные, отшлифованные рамки «советского театра».
                                                                               
                                                                                       ИЗ ИНТЕРВЬЮ С С.МЕЛКОНЯНОМ
Нередко бывало: мы работаем, а помещение, где идет репетиция и его окрестности оцеплены милицией, проверяющей у всех документы. Казалось, что идет захват особо опасных преступников или террористов. Смешно, конечно, если бы не было так грустно.

Но театр продолжал жить, продолжал бороться, отстаивая свое «Я». Ох, как не любили это гордое «Я» в стране, где лишь немногие избранные любили повторять неопределенно-серое «мы».
В середине 80-х годов «Арлекин» обрел второе дыхание. Обновив и пополнив свой репертуар, Сергей Мелконян заставил считаться с коллективом всю бюрократическую махину, которая и в эпоху обновления продолжала вставлять палки в колеса инициативных, деятельных людей.

                                                                                       ИЗ ИНТЕРВЬЮ С С.МЕЛКОНЯНОМ
Многие творческие коллективы в настоящее время находятся в очень тяжелом положении. А что делать – рынок диктует свои условия. И нужно быть конкурентоспособным, чтобы выжить. Мы же за все время существования не взяли у государства ни одной копейки, все делали и делаем сами. А успех? Успех и слава приходит лишь тогда, когда его заслуживаешь…


Р.Лотар "Шут на троне"

Да, славу надо добывать. Именно добывать, а не получать, как подачку, не получать как кусок, бросаемый еще совсем недавно «власть держащими» за дифирамбы, которые им пели. И Сергей Мелконян добывает. У него замечательная музыкальная, театральная и пластическая школа. Его контакты с публикой полны разных превратностей, непредсказуемы, неожиданны. Казалось бы обыденные, давно знакомые ситуации преподносятся зрителю так,что он находит в них новые, до этого неведомые грани.

                                                                   
ИЗ ИНТЕРВЬЮ С С.МЕЛКОНЯНОМ
Мне посчастливилось посещать занятия легендарного Папазяна, учиться у Рачия Капланяна. Так что в режиссуре и в актерском мастерстве у меня были великие наставники. А дальше – Ленинград, учеба у Товстоногова, Московский институт культуры… Наверное, пересечение стольких школ и сказалось на формировании моих взглядов на театр.
… Я считаю, что не может быть хорошего театра, если режиссер назначается каким-нибудь дядей сверху. Нет, режиссер должен быть плоть от плоти театра, и театр должен быть его. Его душой, его сердцем, его мечтой и его жизнью. А иначе – театра нет…



П.Антокольский "Франсуа Вийон"

Беседуя с Сергеем Андреевичем, я думал: сколько же энергии, усилий и нервов тратит этот талантливый режиссер на то, чтобы доказывать казалось бы очевидное. Сколько времени уходило на коридорные марафоны, на уговоры, на то, чтобы добиться лишь одного – права работы, права творчества, права свободы. А что есть важнее этих прав для истинного художника?
                                                                                    
ИЗ ИНТЕРВЬЮ С С.МЕЛКОНЯНОМ
Без свободы, в тоталитарной системе очень трудно сохранить свое лицо, не загнуться. А многие (если не все) как и режиссеры, так и целые коллективы, были поставлены в такие условия, что, как говориться, «или пан, или пропал». Но «паном» мог быть лишь послушный. Театры взращивали в тепличных условиях. Им платили, для них все организовывали. Но кто платит, то и музыку заказывает. А мы не хотели…

И Мелконян решил: все делаем сами. И правда, чем обивать пороги, выбирать будь то материал для декораций или для костюмов, чем уговаривать типографии напечатать афиши и т.д., лучше уж самим создавать все эти службы. И театр создал. Он обзавелся автотранспортом, стал издавать собственную газету, выпустил свой дайджет.
Проявив недюжинные организаторские способности, Сергей Андреевич наладил деловые и творческие связи с зарубежными странами: США, Франция, Дания, вот неполный перечень мест, где «Арлекин» имеет свои представительства.

                                                                                       ИЗ ИНТЕРВЬЮ С С.МЕЛКОНЯНОМ
Попотеть пришлось изрядно, но результаты уже налицо. Гастроли театра с успехом проходят в США, в других странах. Но удивительно и обидно, что, несмотря на то, что зарубежная пресса уделяет нам так много внимания, в СССР о нас или вообще молчат, или лишь изредка появляется какая-либо скупая информация.


О.Казанин в роли Юсова, "Взятки или благодарность" по А.Островскому

Да, наша пресса не балует «Арлекин» вниманием. А жаль. У этого неординарного коллектива и у его руководителя многому стоит поучиться. Особенно сегодня, когда люди искусства остались один на один с жесткими, а порой и жестокими условиями рынка. Независимость финансовая и дает возможность быть независимым в творчестве. И «Арлекин» зарабатывает. Чего стоит, например, действующее агентство путешествий «Арлекин»? хотите открыть свой бизнес или персональный счет в США – пожалуйста, хотите получить рабочую визу и попробовать свои силы в штатах – пожалуйста. А просто отдохнуть, забыться от повседневных забот – и это вам устроит «Арлекин».
Это не реклама, нет. Я просто пытаюсь показать на одном примере как зарабатывает театр, как он «крутится» и что делает, чтобы оставаться Театром с большой буквы.

                                                                                       ИЗ ИНТЕРВЬЮ С С.МЕЛКОНЯНОМ
Репетируем почти что ежедневно. Ребята часами не сходят со сцены. А по-другому и не должно, и не может быть. Времена, когда на заводах и в школах насильно распределялись билеты на спектакли – прошли. Сегодня люди пойдут только туда, где есть настоящее искусство. А высокое искусство – это изнурительный, невидимый из зрительского зала труд…
… Собственный бизнес дает нам уверенность в завтрашнем дне. Финансовые проблемы не довлеют над нами, и наконец-то появилась возможность полностью посвятить себя театру. А это уж не мало.


В.Шекспир "Гамлет"

Международная Ассоциация «Арлекин» известна во многих странах и как ассоциация творческая, и как надежный деловой партнер. Она объединяет в себе Союз независимых театров, Интернэшнл Арлекин Театре, Мелкониан Театре Артс Фаундейшн и Московский театр «Арлекин» по руководством С.Мелконяна. Я перелистывал Устав ассоциации, рассматривал ее акции, договора, другие документы, и порой не верилось, что это та самая маленькая студия, у которой в начале их деятельности на счету лежали всего… 26 рублей.

                                                                                       ИЗ ИНТЕРВЬЮ С С.МЕЛКОНЯНОМ
        
Мы встали на ноги, и сегодня помогаем подниматься другим. Что в дальнейшем? Работа и еще раз работа, без чего невозможен творческий рост. «Арлекин» на месте не стоит…
Р. ВАГ-ЖАН